В России этой осенью могут увеличить утилизационный сбор на не локализованные в стране автомобили сразу на 85%: с текущих 306 тыс. руб. до 556 тыс. руб. И это только на первом этапе и только для автомобилей с моторами объемом до 2 л. В правительстве считают, что такие ужесточения не повлияют на стоимость выпускаемых в стране машин, ведь государство компенсирует эти расходы тем, кто локализовал производство.
Для остальных же участникоы рынка они станут сигналом о необходимости инвестиций в локальное производство. При этом эксперты уверены, что повышение сбора неизбежно приведет к росту цен как на импортные, так и на отечественные автомобили по причине общего тренда на рынке. Autonews.ru обратился к крупнейшим игрокам на российском авторнке с вопросом, как ожидаемые изменения в случае их принятия отразятся на ценах.
Автокомпаниям, которые выпускают машины на территории России, власти утильсбор компенсируют. Однако тут все зависит от степени локализации. Так, для полной компенсации утильсбора из бюджета предприятие должно набирать за локализацию не менее 2500 баллов. К примеру, сейчас такому уровню соответствует АвтоВАЗ. Большинство других компаний, которые имеют заводы в России, регулярно заявляют о стремлении повысить локализацию, однако таких показателей пока не достигли.
АвтоВАЗ не исключил повышения цен на Lada в августе или сентябре. Однако в компании подчеркнули, что возможная индексация стоимости машин с утильсбором никак не связана. По словам представителя АвтоВАЗа, цены на автомобили могут поменяться под влиянием инфляции. При этом корректировка стоимости, скорее всего, не затронет базовые, наиболее доступные версии всех моделей российской компании.
«АвтоВАЗ внимательно анализирует ситуацию с инфляцией, и, учитывая ее, мы не исключаем индексации цен в августе или сентябре текущего года на величину не выше инфляции», — подчеркнул он.
Представитель отечественноЙ компании УАЗ был предельно осторожен в оценках перспективы корректировки стоимости автомобилей. По его словам, «на данный момент компания не планирует менять цены на свои автомобили».
В постановлении правительства № 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации» указано, какое количество баллов производитель получает за локализацию того или иного процесса или автокомпонента. Отдельные нормы прописаны для производителей легковых и легких коммерческих автомобилей, грузовых автомобилей и автобусов.
Например, за локализацию сварки и окраски кузова или кабины начисляют 400 и 500 баллов соответственно. Штамповка не менее 30% стоит 100 баллов; не менее 70% — 300 баллов (за исключением автобусов). За использование российского металла, включая алюминий, не менее 70% общей массы кузова начисляют 200 баллов.
В компании «Москвич», которая ведет выпуск автомобилей на бывшем заводе Renault в Москве, положительно оценили эффект от возможного увеличения утильсбора в России. В компании напомнили, что производство моделей это марки ведется на заводе в Москве, и высказали уверенность, что изменения не повлияют на стоимость их автомобилей. Во всяком случае, «в ближайшей перспективе».
«Проект поэтапной индексации утилизационного сбора, безусловно, важен для развития отрасли автомобильной промышленности России. Он поможет защитить локальных отечественных производителей в области автомобилестроения», — сказал представитель пресс-службы «Москвич».
По мнению представителя завода, благодаря подобным мерам отечественные производители смогут и дальше углублять локализацию производимых ими автомобилей, привлекать больший пул российских поставщиков компонентов и «укреплять свою независимость от внешних факторов».
Российская компания «Автомобильные технологии», которая на заводе ПСМА в Калужской области ведет производство среднеразмерного кроссовера CitroënC5 Aircross, инициативу Минпромторга также приветствовала и назвала ее важным шагом для повышения стабильности инвестиционных условий.
«При этом важным условием будет реализация опережающих мер поддержки со стороны государства в отношении российских автопроизводителей», — отметил директор по стратегическому развитию «Автомобильных технологий» Павел Безрученко
Также представитель фирмы считает, что этот проект сможет поддержать дальнейшее ритмичное производство на перезапущенных мощностях в Калуге. При этом серьезных корректировок цен на фоне повышения утильсбора в компании не ожидают.
«Поскольку мы активно работаем над оптимизацией логистики, производственной составляющей, долгосрочная шкала индексации утилизационного сбора не должна оказать существенного влияния на стоимость нашей продукции», — объяснил корреспонденту Autonews.ru Безрученко.
Компания Evolute имеет собственное производство электрокаров в Липецкой области. В пресс-службе марки подчеркнули, что введение долгосрочной шкалы индексации утильсбора «является своевременной мерой». При этом в компании утверждают, что повышение цен на свои электромобили пока не обсуждают.
«Эта мера призвана мотивировать как отечественные, так и иностранные компании инвестировать в развитие локального производства, что, в свою очередь, способствует появлению наукоемких предприятий, созданию новых рабочих мест и развитию экономики в целом. В конечном счете важно, чтобы такие меры не создавали чрезмерной финансовой нагрузки на отечественных производителей и, как следствие, на потребителей», — объяснили в Evolute.
Под белорусским брендом Belgee на данный момент на заводе под Минском выпускают перелицованные модели китайском компании Geely. К примеру, в Россию экспортируются кроссоверы X50 и X70, которые представляют собой двойников Geely Coolray и Geely Atlas Pro. Цены на эти автомобили стартуют от 2 290 990 и 2 599 990 руб. соответственно. Причем в компании надеются удержать такую стоимость на машины и после повышения утилизационного сбора.
«Импорт сильно вырастет в цене после индексации утильсбора, но мы надеемся, что для локализованных продуктов будут предусмотрены меры господдержки, которые позволят удержать цены, приемлемые для массового потребителя», — заявил представитель марки.
В пресс-службе Jetour корреспондента Autonews.ru сразу предупредили о возможном повышении цен на автомобили этой марки после увеличения утилизационного сбора. Корректировка стоимости машин, которые привозят на наш рынок из Китая, может произойти уже этой осенью. На сколько могут подрожать модели Jetour, пока неизвестно.
«Мы можем прогнозировать повышение цен на наши автомобили после повышения утильсбора осенью, а также удорожание кредитных продуктов, ведь новые поставки уже будут по новым ценам. Это может спровоцировать ажиотажный спрос на новые автомобили, начало этого процесса мы уже наблюдаем в настоящее время», — подчеркнули в компании.
Компания GAC, которая также не имеет своего производства в России, пообещала внимательно следить за развитием ситуации вокруг инициативы по повышению утилизационного сбора. При этом в пресс-службе подчеркнули, что окончательное решение о пересмотре цен будет принято фирмой только после официальной публикации соответствующего постановления правительства уже после его принятия.
В FAW заявили, что внимательно следят за сложившейся ситуацией. Однако о возможном росте цен на свои автомобили говорить не стали, ограничившись обещанием сообщать обо всех изменениях дополнительно.
В Oting (марка принадлежит концерну Sinomach Auto) пообещали не делать поспешных выводов и для начала проследить за изменениями, которые могут произойти после 1 октября 2024 года. В компании подчеркнули, что решение о новой ценовой политике будет принято ближе к этой дате.
«Для покупателей, рассматривающих приобретение внедорожника Oting «Паладин», который представлен в ценовом сегменте выше среднего, увеличение цены примерно на 300 тыс., будет незначительным для такого автомобиля в процентном соотношении с начальной стоимостью», — рассказал корреспонденту Autonews.ru официальный представитель Oting Алексей Кожухов.
В VGV надеются, что эти цены останутся без существенных изменений даже на фоне возможного роста утильсбора. Руководитель управления продаж и маркетинга бренда Максим Железняк в беседе с Autonews.ru напомнил, что машины этой марки для российского рынка собирают в Белоруссии. Поэтому, по его мнению, утильсбор не должен повлиять на цену автомобилей.
«Правительство компенсирует его локальным производителям, поэтому на конечной розничной цене таких машин отражается разве что увеличение расходов автопроизводителя или компании-дистрибьютора на свое кредитование. Ведь утильсбор компенсируется с известным лагом во времени», — добавил он.
Autonews.ru также направили запросы в компании Chery, Geely, Haval, Changan и Exceed, однако ответа на них на момент выхода публикации не поступило.