В России ожидают стремительный рост цен на новые автомобили не локализованных в стране марок уже этой осенью. Это связано прежде всего с планами правительства по увеличению утилизационного сбора с 1 октября. Пока проект постановления проходит общественные слушания. В случае его принятия уже с текущего года в России начнут планомерно повышать утильсбор на импортные автомобили: например, для моделей с моторами до 2 литров придется сначала платить 556 тыс. вместо 306 тыс. руб. К 2025 году за такие машины придется доплачивать до 667 тыс. руб. В 2026-м — около 800,8 тыс. руб., в 2030-м — до 1,17 млн руб.
Autonews.ru решил обратиться к экспертам, производителям и продавцам, чтобы узнать, стоит ли бежать в автосалоны за новой машиной прямо сейчас, что вообще происходит в шоурумах, а также какие автомобили могут подорожать сильнее всего и на сколько.
В России локализованное производство легковых автомобилей есть, в частности, у АвтоВАЗа, УАЗа, Haval, компании «Москвич», Evolute, «Автомобильный завод АГР» в Санкт-Петербурге ведет производство автомобилей Solaris. По мнению опрошенных экспертов, такие производители смогут рассчитывать на компенсацию утильсбора со стороны государства в зависимости от глубины локализации. А вот полностью импортные автомобили, как уверены участники рынка, будут дорожать, поскольку льготы импортерам не положены.
По словам директора департамента продаж новых автомобилей компании «Рольф» Николая Иванова, сейчас самый правильный момент для покупки новой машины, иначе в дальнейшем за автомобили придется отдать уже совсем другие деньги.
По оценке участника рынка, если утильсбор вырастет на дополнительные 300 тыс. руб., то автомобили сначала подорожают примерно на 150 тыс. руб., а на горизонте двух месяцев цены догонят эти же 300 тыс. руб.
Аналогичного мнения придерживается заместитель генерального директора АГ «Авилон» по продажам новых автомобилей Ренат Тюктеев. Он считает, что покупку машины, если она уже запланирована, лучше не откладывать. При этом, по его мнению, октября ждать не стоит.
«Лучше это сделать до 1 сентября, ведь рост цен может произойти и до 1 октября. Месяц-полтора есть в запасе, далее нужно определяться с покупкой», — резюмировал он.
В свою очередь, в пресс-службе крупной дилерской сети «Ключавто» потенциальным клиентам предложили рассмотреть три варианта покупки автомобиля в нынешних условиях. Оптимальным решением будет приобретение новой машины прямо сейчас до возможного повышения утильсбора, отметили там.
«Если такой возможности нет, можно будет рассмотреть вариант покупки автомобиля локального производства либо дождаться (продолжая бережно эксплуатировать свой текущий автомобиль) локализации новых китайских брендов, если покупка не горит», — посоветовали в компании.
Не откладывать покупку машины на осень советует директор по стратегии ГК Альфа-Лизинг Дмитрий Кудрявцев. По его словам, сделать это лучше до повышения утилизационного сбора и потенциального увеличения ключевой ставки со стороны Центробанка.
«Избежать больших операционных расходов представителям бизнеса поможет оформление транспорта в лизинг, а у физических лиц до 2030 года остается возможность приобрести [новое] авто за рубежом с минимальным утилизационным сбором — 3 400 руб. При этом если выбирать среди подержанных автомобилей в возрасте 3-5 лет, на них распространяются минимальные таможенные пошлины», — объяснил Кудрявцев.
Глава аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков признал, что после увеличения утильсбора цены на новые автомобили однозначно вырастут. При этом бежать прямо сейчас в автосалоны эксперт не советует. По его словам, некоторое время до изменения цен на машины в сторону увеличения еще есть, да и автомобилей в наличии сейчас предостаточно.
«Если пришло время сменить автомобиль, то надо не спеша изучить рынок, подобрав «шорт-лист» подходящих моделей. Наиболее богатый марочно-модельный выбор сейчас в диапазоне 3-4 млн руб. Но и за 2-3 млн можно найти неплохой китайский кроссовер или седан. К сожалению, выбор нового автомобиля до 2 млн руб. сильно ограничен. А после повышения утиля в этом нижнем ценовом диапазоне, видимо, останется только российская продукция», — отметил Целиков.
В «Ключавто» предупредили, что повышение утилизационного сбора неминуемо приведет к повышению конечной стоимости импортных автомобилей. При этом в компании считают, что не все автопроизводители и не одномоментно повысят цены, но за квартал после вступления в силу изменений цены вырастут. Это касается и автомобилей, ввозимых по параллельному импорту.
Директор департамента продаж новых автомобилей компании «Рольф» Николай Иванов также считает, что все компании, у которых нет своего производства в России, безусловно, начнут плюсовать возросший утиль.
«Но я не думаю, что это будет прямо пропорционально. Скорее компании будут смотреть друг на друга и сверять свои действия. И таким образом будет определяться поднятие цен», — уточнил эксперт.
Аналогичный прогноз дал Ренат Тюктеев из «Авилона». По словам эксперта, рост ставок утильсбора увеличит цены на новые импортируемые машины.
Директор по стратегии ГК «Альфа-Лизинг» Дмитрий Кудрявцев предположил, что для тех компаний, которые уже начали процесс локализации, будут прописаны отдельные условия договоров и компенсации утильсбора со стороны государства.
Генеральный директор ГК «АВТОДОМ» Андрей Ольховский между тем считает, что предполагаемая индексация не окажет влияния на цены на уже собираемые в России автомобили и машины, которые физические лица будут ввозить на территорию страны для личного пользования (с объемом двигателя до 3 л).
В крупном московском дилерском центре Chery оказались в курсе инициативы Минпромторга. Однако, по словам одного из менеджеров, никаких распоряжений «сверху» о возможной корректировке цен пока не поступало.
«Пока сказать ничего не могу. Думаю, что какие-то корректировки будут, но меняться в первую очередь будут прямые скидки на автомобили. Смотрите, вот интересующий вас Chery Tiggo 7 Pro Max в комплектации Prestige стоит 2 900 000 руб. На автомобиль действует скидка от автопроизводителя в размере 200 тыс. руб. Плюс к этому можно рассчитывать на специальную выгоду непосредственно от нашего автосалона в размере 100 тыс. руб. Таким образом, машина выйдет даже дешевле ее официальной стоимости. Уверен, осенью условия будут уже абсолютно другими», — уверяет продавец.
Их коллеги из Geely также рекомендовали не затягивать с покупкой нового автомобиля. По словам сотрудника дилерского центра на севере столицы, стоимость машин будет наверняка скорректирована этой осенью (официального подтверждения этой информации нет).
«Не стоит ждать у моря погоды. Дешевле не будет уже точно. Более того, цены могут вырасти не с 1 октября, а гораздо раньше. Напомню, что модели именно Geely экспортируются в Россию», — уверен сотрудник автосалона.
Более позитивно настроены менеджеры одного из крупных дилерских центров Haval в Москве. Сотрудники шоурума напомнили, что большинство моделей этого китайского бренда выпускают на заводе в Тульской области.
«Не думаю, что вся эта история с утильсбором нас затронет. Но если есть возможность, покупать стоит прямо сейчас», — рассуждает продавец.
В автосалоне «Москвич» на юго-востоке города оказались и вовсе не в курсе грядущих изменений с утильсбором. При этом менеджеры предупредили, что сейчас на машины действуют некоторые скидки, которые будут длиться «ограниченное время».
«К примеру, цены на лифтбек «Москвич 6» у нас даже ниже тех, что указаны на официальном сайте. Автомобиль в версии «Бизнес» 2024 года готовы отдать вам за 2 300 000 руб. (официальная цена на 100 тыс руб. дороже). Секретов никаких нет — у нас летние скидки. Однако сразу предупреждаю: они носят временный характер», — заявил сотрудник шоурума.
В автосалоне АвтоВАЗа на западе города ожидаемое повышение утильсбора также не сильно обеспокоило продавцов. При этом роста цен на модели Lada в скором времени они не исключили.
«Производство автомобилей Lada ведется в России. Поэтому никаких проблем с повышением утильсбора в стране я не вижу в этом плане. Однако по ряду других экономических причин индексация цен на машины возможна в этом году (официального подтверждения от АвтоВАЗа этой информации нет. — Autonews.ru). Поэтому совет тут один — не откладывайте покупку на завтра», — рекомендовал менеджер дилерского центра.
В большинстве автопредставительств запрос Autonews.ru о возможной корректировке цен на модели в связи с изменением ставки утильсбора оставили без внимания. Остальные компании ответили на вопрос максимально осторожно. К примеру, в китайском FAW заявили, что внимательно следят за сложившейся ситуацией. Однако о возможном росте цен на свои автомобили говорить не стали, ограничившись обещанием сообщать обо всех изменениях дополнительно.
В «Москвиче» инициативу Минпромторга приветствовали и заявили, что в ближайшей перспективе данный проект не повлияет на цены автомобилей.
«Проект поэтапной индексации утилизационного сбора, безусловно, важен для развития отрасли автомобильной промышленности России. Он поможет защитить локальных отечественных производителей в области автомобилестроения. Благодаря подобным мерам отечественные производители смогут и дальше углублять локализацию производимых ими автомобилей, привлекать больший пул российских поставщиков компонентов и укреплять свою независимость от внешних факторов», — заявили в компании.
Представитель отечественной компании УАЗ был более сдержан в оценках перспективы корректировки стоимости автомобилей. По его словам, «на данный момент компания не планирует менять цены на свои автомобили».
В АвтоВАЗе, президент которого Максим Соколов регулярно выступает за индексацию сбора для защиты от «ценовой экспансии» нелокализованных китайских автобрендов, отметили, что не исключают повышения цен на Lada в августе или сентябре, но только под влиянием инфляции. При этом корректировка стоимости, скорее всего, не затронет базовые, наиболее доступные версии всех моделей российской компании.
Руководитель управления продаж и маркетинга бренда VGV Максим Железняк в беседе с Autonews.ru напомнил, что машины этой марки для российского рынка собирают в Белоруссии. Поэтому, по его мнению, утильсбор не должен повлиять на цену автомобилей.
«Правительство компенсирует его локальным производителям, поэтому на конечной розничной цене таких машин отражается разве что увеличение расходов автопроизводителя или компании-дистрибьютора на свое кредитование. Ведь утильсбор компенсируется с известным лагом во времени», — добавил он.
«К цене машин добавят ₽250 тыс.». Чем грозит повышение утильсбора
Mercedes, Mazda и Skoda. Главные премьеры весны, актуальные для России
Дилеры призвали отменить утильсбор для китайских машин
Глава «АвтоВАЗа» предложил резко поднять утильсбо