Большинство мотоциклистов завершают сезон с наступлением холодов или первых снегопадов. Но есть и те, кто продолжает ездить зимой. Одни используют мотоцикл для поездок на работу, а другие настолько преданы двухколесному другу, что даже холод и снег не останавливают их от зимних заездов.
Правила дорожного движения не запрещают управлять мотоциклом в холодное время года. В них отсутствуют требования относительно минимальной температуры или видимости, которые могли бы препятствовать поездке. То есть мотоциклист имеет право выезжать зимой на дороги общего пользования, руководствуясь теми же правилами, что и остальные участники движения.
Ограничения могут вводиться только на отдельных участках дорог, где установлены соответствующие знаки. В то же время ГИБДД рекомендует воздержаться от эксплуатации мотоцикла в условиях сильного снегопада или гололедицы, а также заранее подготовить транспортное средство к езде в зимних условиях.
Если заранее приобрести нужную экипировку и правильно подготовить байк, можно спокойно ездить на нем даже в сильные морозы. Вот несколько советов, как правильно подготовить двухколесный транспорт к низким температурам.
Поставьте самое широкое ветровое стекло, которое найдете. На время придется смириться с возросшим фронтальным сопротивлением, но зато точно не промерзнете до костей. Кроме того, установите на мотоцикл дуги — они защитят и вас, и сам мотоцикл, пока будете учиться ездить по ледяным надолбам или зимней слякоти.
Если правильно подобрать резину, ездить на мотоцикле зимой можно так же уверенно, как и летом. Для большинства дорожных мотоциклов существует универсальная зимняя липучка, которая обеспечивает хорошее сцепление на льду и снегу. В городе в качестве альтернативы можно использовать гоночные «дождевые» шины.
Замените моторное масло на специальное, предназначенное для использования в холодных условиях. Зимние масла обладают более низкой вязкостью, что позволяет двигателю работать лучше при низких температурах.
Чтобы мотор прогрелся быстрее и не охлаждался ниже рабочей температуры во время поездки, можно закрыть радиатор от встречного потока. На мотоциклах с жидкостным охлаждением нужно сделать то же самое — установить перед радиатором жесткий щиток или прикрыть воздухозаборное отверстие тканевым «фартуком».
В продаже есть универсальные «коврики» под авточехлы с разъемом для прикуривателя. Они подходят к любому мотоциклу. Классический обогрев рукояток руля пригодится не только зимой. Поздней осенью или ранней весной эта опция тоже будет кстати.
Убедитесь, что аккумулятор полностью заряжен и в рабочем состоянии. В холодных условиях емкость аккумулятора может снижаться, поэтому держите его заряженным и готовым к использованию.
Стоит заранее позаботься о выборе подходящей экипировки. Лучший вариант — комбинезон, рассчитанный на экстремально низкие температуры. Рекомендуется взять размер с небольшим запасом, чтобы под него можно было надеть несколько слоев теплой одежды.
Шлем обязательно должен иметь двойное стекло для предотвращения запотевания. Под него нужен утепленный подшлемник. Куртка и брюки должны быть ветронепроницаемыми и водоотталкивающими. Специальную одежду можно приобрести в магазинах для мотоциклистов.
Ботинки лучше выбирать высокие и утепленные, так как ноги мерзнут сильнее всего. Желательно брать их на размер больше, чтобы можно было носить толстые носки. Не лишними будут дождевые бахилы. Перчатки стоит выбирать длинные, с широкими манжетами, чтобы они закрывали запястья и не пропускали воздух в рукава.
В отличие от обычных мотоциклов, питбайк зимой гораздо безопаснее, так как разработан специально для поездок по бездорожью. Многие райдеры покупают его именно для езды по снегу. Благодаря легкому весу и компактным размерам рулить им можно с одинаковым успехом как по грязи, так и по снегу. Питбайк оснащен мощным для своего веса двигателем, внедорожными шинами с агрессивным протектором, отличается удобной, не слишком высокой посадкой, что позволяет водителю использовать ноги для помощи в сложных условиях. Например, при движении по вязкой местности.
Эти мотоциклы тоже спроектированы большей частью для бездорожья. Электростартер и мягкая подвеска позволяют преодолевать препятствия и комфортно передвигаться по ямам и ухабистым дорогам. Однако ездить на эндуро зимой сложнее, чем летом. Особенно по городским улицам: на дорогах которых часто образуется каша из грязного снега и реагентов. Но если хорошенько зашиповать резину, можно смело ездить по грязи и снегу.
Подготовить мопед к езде в зимних условиях сложнее, чем другие виды мотоциклов. Он меньше всего предназначен для использования зимой. Минимум, что нужно сделать, — заменить резину на шипованную. Однако зимняя резина в основном производится для мотокросса и эндуро. Конечно, можно попробовать зашиповать мопед самостоятельно, но это очень трудоемко.
Несмотря на то, что ПДД не запрещают езду на мотоцикле зимой, водителю нужно адаптировать стиль вождения к погодным условиям. Перед тем как сесть на мотоцикл, автоинструктор из Екатеринбурга Игорь Исаев советует научиться управлять газом.
«То, что в теплое время считается нормой, в гололед может увеличить риски ДТП. Поэтому крайне важно плавно открывать и закрывать газ, чтобы следить за положением дросселя и скорости. Резкий разгон может привести к заносу, а резкое торможение — к падению. Впрочем, падать придется довольно часто. Будьте готовы к тому, что в первые недели зимы придется заново осваивать управление двухколесным транспортом», — говорит автоинструктор.
Главное в езде на мотоцикле зимой, по словам эксперта, делать все плавно. Не стоит закладывать байк в повороты, резко газовать, тормозить и перестраиваться. Труднее всего тормозить на скользкой дороге. Поэтому он советует при приближении к перекрестку или светофору заранее сбросить обороты двигателя, а затем использовать оба тормоза.
Байкер Андрей Викторов из Уфы поделился с Autonews.ru советами из своей практики.
Читайте также: